Кондиционер

Данный раздел предназначен для ведения бортовых журналов, а так же для тем о ремонте и доработке малышей собственными руками.

Модераторы: Sergey_KIEB, Klassic, Sava

Правила форума
В этом разделе, выкладываем подробное описание и фото того как вы что либо чинили/меняли самостоятельно в Смарте. Пошагово, как можно более доступно и понятно. Не улучшали(тюнинговали), а именно чинили штатные детали и узлы.
Темы типа "как я менял колодки" разумеется никому не интересны.
Если на предложенную Вами тему уже была публикация, то убедитесь, что ваш способ отличается от опубликованного.
Флуд и споры в данном разделе строго запрещены и будут караться. Модераторы имеют право отправить тему на доработку автору, в случае если описание и инструкции не ясны, противоречивы или несут недостоверную информацию которая может повлечь к повреждению ТС или нанести вред здоровью.
никнейм
Аватара пользователя
Sergey_KIEB
Smartоголiк

Сообщения: 2259
Зарегистрирован: 12 июл 2015, 10:57
Автомобиль: SmartFortwo CDI (450 и 451)
Имя: Сергей
Откуда: Киев
Благодарил (а): 98 раз
Поблагодарили: 517 раз

Кондиционер

Сообщение Sergey_KIEB » 02 июн 2016, 23:48

Тут выкладываем подробные описания и фото, как Вы чинили в Смарте кондиционер самостоятельно. Не улучшили или тюнинговали, а именно чинили заводское.

Не много об устройстве своими словами. Ничего выдающегося во всей этой системе нет. По ходу повествования считаем соединения с резиновыми колечками-уплотнителями, которые могут быть потенциальными местами утечки фреона(1,2,3,4место).
Компрессор на двигателе имеет шкив который вращается ремнём отдельно от самого компрессора, но может с ним соединятся посредством електромагнитной муфты. То есть в выключенном(или неисправном) режиме кондея шкив вращается сам по себе просто так. Но если подать + на компрессор, то он "хватается" за шкив и начинает качать фреон по системе. Единственный провод идущий к компрессору, этот самый +, проходит через датчик стоЯщий на магистральной трубке прямо возле него. Этот датчик может прервать этот + в любой момент когда давление в магистрали вне нормы(в том числе и в случае утечки). Кстати наличие этого провода в Смарте в котором нет кондиционера, даёт основания для его туда установки при желании. Это говорит о том, что проводка к "мозгам" уже заложена, что существенно упрощает докомплектацию машинки. Его не сложно увидеть возле датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя.
Магистральные трубки Их три. Они соединяют, как грани треугольника, три основных компонента: компрессор, испаритель(радиатор внутри "печки"), конденсатор(радиатор спереди авто). Из этого понятно что две трубки идут через всю машину под днищем. Имеют 2 соединения на компрессоре(1место), по середине их длины(в районе передней части подрамника двигателя 2 соединения)(2место), и собственно по одному соединению на входе в испаритель(3место) и входе в конденсатор(4место). Третья трубка коротенькая и соединяет 3 и 4 место. Ещё 2 соединения. Забегая немного вперёд и добавляя сюда ещё 2 соединения на ТРВ(об этом ниже) и выходит что вся система имеет 10 колечек-уплотнителей на всей системе кондиционера Смарта.
Конденсатор(или радиатор кондиционера, стоИт спереди авто) Работает в паре с вентилятором (хорошо слышно сидя спереди у авто) который включается вместе с кондиционером, но может выключатся в паузах работы компрессора. Конденсатор имеет слева по ходу авто вертикальную трубу в которой расположен осушитель, некий фильтр всей системы. В этой же трубе вварен один из "кранов" заправки системы.
Испаритель(или радиатор внутри "печки") который собсна и становиться холодным, и прогоняемый через него воздух, при помощи вентилятора "печки", так приятно радует нас в знойные дни. Имеет на трубках входа и выхода такое себе небольшое механическое устройство именуемое ТРВ(Термо-регулирующий вентиль, хотя на тему его названия есть разные мнения, но не суть..) Получается что ТРВ надет на обе трубки Испарителя, а с другой стороны в ТРВ входят две Магистральные трубки. ТРВ расположен сразу под фильтром салона(3место). Так же испаритель имеет установленный прямо в сотах температурный датчик, подключённый к "мозгам" авто.
Ну и конечно же есть кнопка включения кондиционера, расположенная на "треугольнике" где "аварийка". Она имеет два режима работы и работает ТОЛЬКО при включённом вентиляторе "печки". Даже если система пуста и не работает, то индикация и кнопка будут работать, по этому судить по ней о работе системы к сожалению нельзя.
Вот и все компоненты этой нехитрой системы и места их соединений. Те кто задумываются о его доустановке могут примерно представить масштабы покупок для этого. Главное в этом всём, что бы была проводка: на компрессор, датчики температуры(на испарителе, и под бампером слева(окружающая среда)), кнопку включения. Это говорит о том, что в "мозги" заложен алгоритм работы кондиционера. Отсутствие Проводки СУЩЕСТВЕННО усложнит установку кондиционера.
050 52 две шестёрки три восьмёрки

Аватара пользователя
Sergey_KIEB
Smartоголiк

Сообщения: 2259
Зарегистрирован: 12 июл 2015, 10:57
Автомобиль: SmartFortwo CDI (450 и 451)
Имя: Сергей
Откуда: Киев
Благодарил (а): 98 раз
Поблагодарили: 517 раз

Re: Кондиционер. Устройство и ремонт

Сообщение Sergey_KIEB » 03 июн 2016, 00:35

Теперь немного о проблемах кондиционера:
1) утечка по любому из 10 резиновых колечек-уплотнителей на соединениях всех элементов системы(читаем пост выше)
Тут всё понятно - ищем "специально обученными" приборами у "специально обученных" людей утечку и меняем резинки.
2) Радиатор кондиционера(он же конденсатор), который стоит спереди, и "ловит" всё, что летит в лицо нашей машинки. Песок, камешки прочее... Очевидно, что к возрасту 10+лет он обязательно обзаведётся микротрещинами достаточными для утечки фреона из системы. На мой взгляд самая часто встречающаяся проблема 450х Смартов. Начинать поиски утечки всем советую с него. Не советую менять на б/ушный, так как купите примерно такой же дырявый или без 5ти минут дырявый. Только новый. Какой - читаем постом ниже.
3) Забит ТРВ, Неисправности компрессора - выражается некорректной работой системы. Вроде холодит, но плохо или не всегда. Збиваются циклы работы компрессора и т.п. Компрессор может не включаться вообще, даже если на него напрямую подать питание.
ТРВ лечится промывкой-продувкой, если не помогает - замена. Компрессор реставрируется в специализированных мастерских, либо - замена. Оба эти компонента можно найти б/у в приличном состоянии, но надо смотреть на них спецу.
Так же сюда можно отнести забитый осушитель. Находится в конденсаторе. Выходит из строя от длительного контакта с кислородом. Если система была долго пуста и особенно если в ней не хватало какого то элемента. Лечится заменой осушителя или конденсатора целиком(в новом он будет)
4) Вся система исправна, но за зиму за счёт перепадов температур по "уставшим" колечкам-уплотнителям часть фреона утеряна и давления в системе не достаточно для включения датчика компрессора(стоит на магистрали(трубке) прямо у компрессора). Кондиционер не работает. Выясняется просто: если коротко нажать на золотник одного из заправочных кранов и фреон громко стравится, значит он там есть но его просто не достаточно. Лечится (до)перезаправкой системы.
Разумеется это не все вариант поломок. Но самые основные и распространённые.
050 52 две шестёрки три восьмёрки

Аватара пользователя
Sergey_KIEB
Smartоголiк

Сообщения: 2259
Зарегистрирован: 12 июл 2015, 10:57
Автомобиль: SmartFortwo CDI (450 и 451)
Имя: Сергей
Откуда: Киев
Благодарил (а): 98 раз
Поблагодарили: 517 раз

Re: Кондиционер. Устройство и ремонт

Сообщение Sergey_KIEB » 03 июн 2016, 01:18

Теперь о радиаторах кондиционера(конденсатор). Как я уже говорил выше, меняют их очень часто в случае ремонта кондиционера и советую только на новый. Меняют их по причине утечки(что неминуемо если ему 10+лет) или неисправности осушителя. Как правило и то и другое наступает вместе.
На 450х смартах их бывает 2 вида. Внешне они почти ничем не отличаются, только размерами некоторых их элементов. Максимально быстро и точно их можно различить друг от друга по диаметру трубы осушителя(на ней кран заправки). Они бывают 36 и 45 мм. Другие параметры тоже разнятся, но эти видно просто сразу. Какой именно вам нужен радиатор надёжнее всего определить замеряв диаметр этой трубы на старом радиаторе. Это не трудно сделать просто сняв "улыбку"(фальшрешетка радиатора), ну или в самой нижней части бампера над "губой". Подбор по ВИН-коду не всегда может дать точные данные на многих ресурсах. И потом не нужно исключать возможность замены старым владельцем суппорта радиатора. Заправочный вес фреона тоже будет отличаться: 400 и 625 грамм соответственно.
Есть и утешение в виде того что оба радиатора можно таки "всунуть" в "не свой" суппорт радиатора, с небольшими доработками "некриворукими" механиками, но это уже будет "колхоз" и не по-феншую)))) Гарантий длительной работы нет.
Для примера рассмотрим по производителю NRF: артикул 35874 это диаметр осушителя 36мм, а артикул 35720 - 45мм. Чаще всего второй дороже немного. По этому не гонитесь за ценой, а берите тот что нужен по размерам.
Какой марки покупать радиатор - это уже вам решать. Как и во многих вещах цена пропорциональна качеству.
050 52 две шестёрки три восьмёрки

Аватара пользователя
Sergey_KIEB
Smartоголiк

Сообщения: 2259
Зарегистрирован: 12 июл 2015, 10:57
Автомобиль: SmartFortwo CDI (450 и 451)
Имя: Сергей
Откуда: Киев
Благодарил (а): 98 раз
Поблагодарили: 517 раз

Re: Кондиционер. Снятие компрессора

Сообщение Sergey_KIEB » 04 июн 2016, 11:27

Снятие компрессора кондиционера я описывал в тут viewtopic.php?f=25&t=3175&p=32597#p32597
050 52 две шестёрки три восьмёрки

Аватара пользователя
Sergey_KIEB
Smartоголiк

Сообщения: 2259
Зарегистрирован: 12 июл 2015, 10:57
Автомобиль: SmartFortwo CDI (450 и 451)
Имя: Сергей
Откуда: Киев
Благодарил (а): 98 раз
Поблагодарили: 517 раз

Re: Кондиционер. Замена радиатора(конденсатора)

Сообщение Sergey_KIEB » 04 июн 2016, 14:20

Теперь вкратце опишу процедуру замены радиатора кондиционера(конденсатора). Может быть кто то решится сделать это сам и мои опыт чем то поможет... Поехали:
IMAG0377.jpg
Снимаем морду с машины

IMAG0378.jpg
и фары

Как их снимать описано уже много где и весьма подробно, так что тут не задерживаюсь и идём далее...


IMAG0379.jpg
Снимаем первый усилитель

IMAG0380.jpg
и второй усилитель

Для этого откручиваем 10 болтов под торкс 40, и... хочу заметить, что сливать антифриз и отсоединять трубки от обоих радиаторов не нужно при этом, и при снятии второго усилителя суппорт радиаторов(пластмассовая рамка-держатель радиаторов) вместе с радиаторами спокойно остаётся на машине. Для этого нужно открутить один болтик сверху суппорта(прячется сразу под белым пенопластовым отбойником) и две стопорных скобы по бокам суппорта(со стороны капсулы, просунув руку в окошко противотуманки). Далее, второй усилитель весь поднимаем немного вверх, потом за правый край вверх и вперёд (по ходу авто). Как выйдет правый край, за ним выйдет и левый. Поверьте, это возможно и весьма не сложно, как бы это не казалось нереально.


IMAG0383.jpg
Отсоединяем трубки к радиатору кондиционера(1 гайка, ключ на 10)

IMAG0381.jpg
Оттягиваем вперёд суппорт радиаторов на длину шлангов охлаждения и снимаем вентилятор(2 шурупа Т30 и 2 защёлки)

IMAG0385.jpg
Сдвигаем влево радиатор охлаждения относительно суппорта радиатора и аккуратно выводим его из суппорта. Особое внимание расширительному бачку. Радиатор охлаждения остаётся на машине,...

IMAG0384.jpg
... а суппорт с радиатором кондиционера у нас в руках

Меняем радиатор на новый и собираем в точной обратной последовательности. Хочу заметить, что подсоединять трубки радиатора кондиционера проще когда суппорт уже собран полностью(стоит вентилятор), но усилители ещё не ставились. Тогда его можно двигать в любой проекции для аккуратного ввода трубок(и зажатия), дабы не повредить резиновые колечки-уплотнители, которые рекомендую заменить на новые.
IMAG0386.jpg
И вот он новый и серкающий на своём месте

IMAG0382.jpg
его предшественник

В конце сборки не ставим только "улыбку" и едем заправляться фреоном с проверкой герметичности системы.
050 52 две шестёрки три восьмёрки

sergey2
Опытный Smartовод

Сообщения: 260
Зарегистрирован: 22 май 2016, 13:41
Автомобиль: разные
Имя: Сергей
Откуда: Тернополь
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 33 раза

Re: Кондиционер. Устройство и ремонт

Сообщение sergey2 » 04 июн 2016, 14:38

Смарт 2009г Тоже замена радика,
Краткое описание процеса и фото, делал не я. :wink:
Рычажок открывания капота в этом авто находится в решётке радиатора.
Открываем рычажок.
Вытягиваем "капот",который поддерживается ремешком для того,чтобы Вы его не потеряли во время езды.
Потом нужно снять порог.
Изнутри порог тянем на себя,а потом назад.
Защелки порога,которые крепят его к днищу на фото, чтоб понимать какие они.
Снимаем остальные клипсы и саморезы,которые крепят бампер к кузову.
Снимаем передний бампер.
Снимаем швеллер бампера.
Т.к. рычаги дворников закисли напрочь,то полностью снять телевизор не удалось.Отклонив его от кузова на некоторый угол,появилась возможность извлечь конденсатор.
Конденсатор оказался в плачевном виде,(радик был похож на дуршлаг).
Сборка происходит в обратном порядке....
Вложения
cd7257d26f0d.jpg
cd7257d26f0d.jpg (52.37 КБ) 2944 просмотра
c633ab2fc092.jpg
c633ab2fc092.jpg (63.85 КБ) 2944 просмотра
bb6b7eaa15f8.jpg
bb6b7eaa15f8.jpg (60.83 КБ) 2944 просмотра
ba2d772f5b98.jpg
ba2d772f5b98.jpg (43.21 КБ) 2944 просмотра
087384111296.jpg
087384111296.jpg (52.52 КБ) 2944 просмотра
589433169ffd.jpg
589433169ffd.jpg (51.77 КБ) 2944 просмотра
5281c220d68e.jpg
5281c220d68e.jpg (48.99 КБ) 2944 просмотра
4586dcafb687.jpg
4586dcafb687.jpg (22.46 КБ) 2944 просмотра
001973f9b693.jpg
001973f9b693.jpg (55.41 КБ) 2944 просмотра
821ff048a375.jpg
821ff048a375.jpg (24.37 КБ) 2944 просмотра
525d08eed229.jpg
525d08eed229.jpg (69.53 КБ) 2944 просмотра
439b9618a423.jpg
439b9618a423.jpg (57.56 КБ) 2944 просмотра
9fcc4f3a3036.jpg
9fcc4f3a3036.jpg (55.63 КБ) 2944 просмотра
9c5310b96349.jpg
9c5310b96349.jpg (24.58 КБ) 2944 просмотра
7e872dd7371c.jpg
7e872dd7371c.jpg (79.47 КБ) 2944 просмотра
7dd477b3fb67.jpg
7dd477b3fb67.jpg (54.06 КБ) 2944 просмотра
7b444f81f559.jpg
7b444f81f559.jpg (43.11 КБ) 2944 просмотра
4ecbb5c39090.jpg
4ecbb5c39090.jpg (45.31 КБ) 2944 просмотра
2c2f9643d022.jpg
2c2f9643d022.jpg (56.2 КБ) 2944 просмотра
0f30764aea08.jpg
0f30764aea08.jpg (34.85 КБ) 2944 просмотра

sergey2
Опытный Smartовод

Сообщения: 260
Зарегистрирован: 22 май 2016, 13:41
Автомобиль: разные
Имя: Сергей
Откуда: Тернополь
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 33 раза

Re: Кондиционер. Устройство и ремонт

Сообщение sergey2 » 04 июн 2016, 14:41

Опять у меня фотки в разброс :crazy: , шо за тупак, короче разберётесь.
Вложения
e405f746daff.jpg
e405f746daff.jpg (47.27 КБ) 2940 просмотров
e2bbcd682cf6.jpg
e2bbcd682cf6.jpg (56.55 КБ) 2940 просмотров

Аватара пользователя
Sergey_KIEB
Smartоголiк

Сообщения: 2259
Зарегистрирован: 12 июл 2015, 10:57
Автомобиль: SmartFortwo CDI (450 и 451)
Имя: Сергей
Откуда: Киев
Благодарил (а): 98 раз
Поблагодарили: 517 раз

Re: Кондиционер. Устройство и ремонт

Сообщение Sergey_KIEB » 04 июн 2016, 14:53

sergey2 писал(а):Опять у меня фотки в разброс :crazy: , шо за тупак, короче разберётесь.

Сергей, заливайте фотки в обратном порядке изначально, и тогда они будут отображаться как нужно. Или же используйте кнопку "вставить в текст сообщения" напротив нужной фотки, предварительно поставив курсор в тексте сообщения там, где вы бы хотели что бы эта фотка находилась. Тем самым вы сможете писать пояснения по фото под(или над) конкретной фоткой.

Попробуйте перезалить ваши фото и расписать немного подробней что к чему, а потом распределить фото в те места текста которые соответствуют повествованию при помощи поставленного туда курсора и кнопки "вставить в текст сообщения" напротив нужной фотки.
А неудачный пост и эти пояснения я потом удалю.
050 52 две шестёрки три восьмёрки

Аватара пользователя
Sergey_KIEB
Smartоголiк

Сообщения: 2259
Зарегистрирован: 12 июл 2015, 10:57
Автомобиль: SmartFortwo CDI (450 и 451)
Имя: Сергей
Откуда: Киев
Благодарил (а): 98 раз
Поблагодарили: 517 раз

Re: Кондиционер. Замена радиатора(конденсатора) на 451

Сообщение Sergey_KIEB » 26 июл 2016, 23:06

Ну раз Сергей из Тернополя не хочет приводить в порядок свой мануал по замене радиатора кондиционера на 451, попробую я изложить по понятней:
==Снимаем морду
IMAG0421.jpg
IMAG0421.jpg (272.27 КБ) 2733 просмотра

Это много где описано, но пробежимся бегло: для этого снимаем пластик с порогов и капот.
Откручиваем три шурупа спереди
DSC_0112_1.jpg

два в верху крыла(предварительно сняв декоративные треугольники и открутив антенну)
DSC_0111.JPG

и один внизу крыла(доступ к нему и открывается после снятия порогов)
DSC_0110_1.jpg

со стороны петель двери вынимаем пластмассовый пистон.
DSC_0113.JPG

по одному шурупу возле "дворника"(обведено кружочком)
DSC_0109.JPG

внизу отщёлкиваем от защиты днища.
и немного отогнув крылья отключаем повторители поворотов.
Стягиваем "морду" с лица :)

==Снимаем фары. Три шурупа на каждой и они у вас. Провода легко отключаются.

==Снимаем панель под дворниками
откручиваем 6 шурупов
5281c220d68e.jpg

и стягиваем панель вперёд по ходу авто, предварительно вытащив вставки за осями "дворников"(по стрелкам)
DSC_0108.JPG
DSC_0109.JPG


==Снимаем "дворники". Гайку на оси открутили, расшатали, и они в руках.

==Откручиваем усилитель и каркас "морды". Для этого

DSC_0106.JPG
Вынимаем пистон между каркасом и подкрылком. По одному с каждой стороны


DSC_0105.JPG
Защиту днища от каркаса. По одному с каждой стороны


DSC_0104.JPG
По средине оси машины внизу каркаса.


DSC_0102.JPG
Отпускаем болт за радиатором с одной стороны...
DSC_0101.JPG
... и с другой стороны.


DSC_0103.JPG
Откручиваем болт крепления моторчика дворника


IMAG0419_1.jpg
Откручиваем 10 болтов основного крепления каркаса


IMAG0423.jpg
Усилитель снят
IMAG0422.jpg
Каркас тоже.


==Снимаем радиатор кондиционера (конденсатор).
Для этого отсоединяем от магистральных трубочек(красный кружок), отсоединяем защёлку(зелёный кружок), и выводим из суппорта радиатора(синие кружочки)
IMAG0425.jpg


==Меняем уплотнительные колечки на магистральных трубках
IMAG0420.jpg


----Собираем в обратной последовательности----
Предварительно продув радиатор системы охлаждения воздухом от внешних загрязнений(тополиный пух, мошки и прочее)
Вложения
IMAG0419.jpg
050 52 две шестёрки три восьмёрки


Вернуться в «Smart - Ремонт своими силами (Руководство и описание)»